Филиппи Ольга Сергеевна

Конспект занятия Звуки С и Сь

 Цель: дать ребёнку представление о положении речевых органов при произнесении звука.

обучать ребёнка навыкам звукового анализ.

Развивать фонематический слух; расширение словарного запаса у ребёнка;  учить ребёнка определять на слух позицию заданного звука в слове; анализ и синтез сочетаний из гласного и согласного звуков.

Оборудование: зеркала для индивидуальной работы, схемы звуков ,шишки для японского массажа; карточки для каждого ребенка, карандаши, картинки на изучаемый звук.

Ход занятия:

1 Организационный момент:

Логопед просит детей, определить с каким,  звуком будем знакомиться.

Распластай язык  по шире,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

По середине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

- Ссс, ссс, ссс – произнеси!

Дети: Будем говорить о звуке «с».

Логопед: Правильно. При произнесении звука «С» губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос не работает. Посмотрите в зеркала И давайте выполним гимнастику для языка, чтобы он хорошо говорил.

“Улыбка” — пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее. Губы находятся в улыбке.

“Хоботок” — ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы вытянуты в трубочку, зубы при этом сомкнуты.

“Лопаточка” — большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз. Рот открыт, широкий  язык лежит на нижней губе неподвижно.

Хар-ка звукаЗвук С – глухой согласный звук, потому что голос не работает.

Логопед: Как это проверить?

Саша: Приложить  ладонь к горлу и произнеси «С-С-С»,  горлышко молчит. А можно закрыть уши руками и послушать, звучит голос или нет. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.

2. Основная часть.

А) Игра «Ловушки».

Логопед произносит чётко, внятно, в медленном темпе звуки,  а дети  хлопают в ладоши на заданный звук.

Логопед: — Сейчас мы будем играть. Если услышите звук С, то должны его поймать в ладошки.

С  Э С И  С У  С  О  М  С Э С А К С

Б) Игра «Ушки на макушке».

Логопед  произносит слоги в медленном темпе, а дети закрашивают круги (каждому ребенку предлагается карточка на которой нарисованы пустые круги).

Логопед: — Закрашивайте, кружок синим цветом, если услышите звук С.

АС УП  ЭС ОН ИС ОК  СЭ  ДО  МУ  СО СЫ ВО

Логопед: — Посчитайте  закрашенные круги. Сколько их? Если 6 – то вы  держали ушки на макушке, были  внимательными. МОЛОДЦЫ !

В) Игра «Подбор слов на заданный звук».

Логопед просит вспомнить 3-5 предметов на звук «С».

Логопед: — Вспомните  3-5 предметов, названия которых начинаются на звук С.

Дети придумывают слова на звук «С».

Логопед бросает мяч ребенку,а он обратно кидает его логопеду при этом называет слова на звук «с».

Г) Упражнение «Где спрятался звук?»

Логопед предлагает детям картинки.

- Послушай внимательно слова и скажи, где спрятался звук С, в начале слова, в середине или в конце слова. Соедини слово с нужной схемой.

Салют костёр сахар  сом  мост вес  соболь маска след усы лес

Дети: Я взяла картинки – салют. В  этом слове звук «с» стоит в начале слова. Это слово подходит к первой схеме ( так  дальше разбираются все слова с другими детьми).

3. Физминутка. Массаж с дарами природы.

Упражнение 1. Сосновая шишка.

- Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки (длительность 1 минута).

- Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях

(длительность 1 минута).

- Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, правой (длительность 1 минута).

Упражнение 2. Еловая шишка.

- Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями (длительность 1минута).

- Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук (длительность 1 минута).

- Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук (длительность  1минута).

4. Упражнение «Камень – вата».

Логопед: — У звука С есть братец – звук Сь. Звук С – твёрдый, как камень, а звук Сь – мягкий, как вата. Если услышите  звук С – покажи сжатые кулаки, если звук Сь – раскрытые ладони. Слушай внимательно слова:

Сено Соня Саша  Серёжа  сапоги силач сад санки  семья суп

5.Упражнение «Читай-ка».

Логопед: — У гласных звуков есть символы, которые напоминают форму рта во время произнесения звука. Звук  А  – большой красный круг, звук У – маленький красный круг, звук И – красный прямоугольник, звук О – красный овал, звук Э – красный полукруг, звук Ы – четырёхугольник (трапеция).  Звук  С  – синий прямоугольник, а звук  Сь – зелёный прямоугольник. Попробуй прочитать эти символы.

15 октября 2016 в 12:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.